Музыкальный руководитель для вас

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

image (3)

Музыкальный руководитель МДОБУ Детский сад комбинированного вида “Солнышко”

Кирюшина Светлана Юрьевна.

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж : 30 лет

График работы музыкального руководителя:

Начало рабочего дня: 8.00

Обеденный перерыв: 12.00 – 14.00

Окончание рабочего дня: 17.20

Часы приёма: ежедневно с 11.30 – 17.00

Телефон 8 (35367) 2-11-94
8 (35367) 2-36-15 

Email: lana.k71@mail.ru

 

Сегодня мы все хотим научить детей смело входить в современный мир, и часто родители озабочены в первую очередь интеллектуальным развитием, а ведь музыка имеет уникальный шанс сделать жизнь ребёнка гармоничной.
Музыкальное воспитание развивает творческие способности детей, адекватно их возрастным и индивидуальным возможностям. И должно рассматриваться, как важная часть общего воспитания, которая не просто даёт сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире. Цель моей работы – доставить детям радость и удовольствие.
Делать их жизнь, посредством приобщения к музыке, лучше и счастливее.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как принято их называть, специальные и основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не только проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее встречи с ней.

Консультация музыкального руководителя
                                          СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к сложному.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится вам, и ребенку, пение ее может принести вред, если она не отвечает возможностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песни должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии, (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3 – 4 лет – это всего 4 –5 звуков. Лишь к 6 –7 годам он расширится до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

Консультация.
                                                                     Музыкотерапия для детей.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;
Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.
Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования?
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.
Какую музыку должны слушать младенцы?
ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Мамам на заметку!!!
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
– Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания – Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
Использованные источники:
www.galactic.org.ua/Interakt/Fizvokaliz-3.htm
www.baby-land.org/index/?node_id=412
www.c-cafe.ru/words/140/13899.php
http://gazeta.aif.ru/online/ss/178/ss06_01

Консультация.
                                                       Музыкотерапия как стимул развития.
Помните поговорку: “Терпение и труд все перетрут”? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
                                                                Лечение музыкой
Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, – одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет
детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
                                                              Лечебная физкультура
На занятиях лечебной физкультурой происходит не только развитие физических способностей детей – движения исполняются под музыку, что существенно способствует улучшению координации ребенка.
Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий – интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо
отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.
Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых,
вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.
                                                        Игра
Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям, расширяет представление малышей об окружающем мире.
Между прочим, игра – оптимальная форма постижения всего нового. Лучше всего использовать сюжетные игрушки, которые своей художественной яркостью побуждают малышей к проявлению радостных эмоций. Это может быть зайчик, петушок, птичка. К тому же по ходу игры стоит знакомить детей с повадками птиц и животных, звукоподражать им, формировать у ребят представление о предметах, обогащать активный словарь и расширять представление о внешнем мире.
В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод “гипносон” – отдых под музыку.
                                                               Работа с особыми детьми
Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых – умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.
                                                                     На заметку
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – “Мазурка” Шопен, “Вальсы” Штрауса, “Мелодии” Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – “Кантата № 2” Баха, “Лунная соната” Бетховена.
Для общего успокоения – “Симфония №6” Бетховена, часть 2, “Колыбельная” Брамса, “Аве Мария” Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – “Концерт ре-минор” для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, – “Дон Жуан” Моцарт, “Венгерская рапсодия №1” Листа, “Сюита Маскарад” Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – “Шестая симфония”, Чайковского, 3 часть, “Увертюра Эдмонд” Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – “Итальянский концерт” Баха, “Симфония” Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – “Времена года” Чайковского, “Лунный свет” Дебюсси, “Симфония № 5” Мендельсона.

Консультация.
                                                                     Поем вместе с детьми.
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос.
Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар.
Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии
(сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения.
Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет – это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню.
Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным.
Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

                                         Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет.

Возможности детей к концу 3-его года жизни.
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Возможности детей к концу 4-ого года жизни
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо – громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Возможности детей к концу 5-ого года жизни
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Возможности детей к концу 6-ого года жизни
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Возможности детей к концу 7-ого года жизни
Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы,
узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

                                                               Театр БИ-БА-БО.
На Руси издревле существовали петрушечники – актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец.

Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик.

С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.
Театр БИБАБО – это кладезь детского творчества! В маленьких ладонях персонажи оживают и высказывают эмоции самого ребёнка. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром.  Внимательно наблюдая за играми ребенка с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что его тревожит, чем он огорчен, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «бибабо» – можно разыгрывать с ребенком целые придуманные сценки или истории из жизни. Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой.
«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»

План работы РМО музыкальных руководителей