Беседы с физинструктором

1384336473          

              Инструктор по физической культуре

                         Ануфриева Татьяна Юрьевна.

Образование : высшее

Квалификационная категория: первая

 Педагогический стаж : 9 лет

График работы инструктора по физической культуре:

Начало рабочего дня: 8.00

Обеденный перерыв: 12.00 – 15.00

Окончание рабочего дня: 17.00

Часы приёма: ежедневно с 10.00 – 12.00

Телефон 8 (35367) 2-11-94

 

ТИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
                                                                                                            по материалам сайта in-ku.com
1          Образно-игровое (для детей с 3 лет)

Цель. Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков.
Варианты. 1. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы.
2. На протяжении всего занятия один образ воплощается в разных движениях.
Методические рекомендации. Заинтересовать детей образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя внимание на точном подражании образу, добиваться техники выполнения движения. С помощью музыкального сопровождения развивать творческое исполнение подражательного движения.

 

2  Сюжетно-игровое
(для детей с 3 лет)

Цель. Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
Варианты. 1. Через игру «В гости к куклам» или «Перелетные птицы» и т. д. дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. п.
2. Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Помогите Буратино найти золотой ключик», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.
3. Через сюжет чисто спортивного назначения, например «Путешествие в страну «Спортландию», дети должны выполнить разные предлагаемые спортивные движения.
4. Игровой сюжет с неожиданностями, например «Путешествие в страну чудес», где разные сказочные герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели и т. д.
Методические рекомендации. Сначала назвать игру и ее назначение, а затем поставить цель. Провести психологическую подготовку к преодолению трудностей. Развитие сюжета происходит с нарастающей физической нагрузкой (кульминация и достижение цели), затем спад физической нагрузки.

3  Предметно-образное
(для детей с 3 лет)

Цель. Учить детей придавать снарядам и предметам образ и игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом.
Варианты. 1. На занятии с одним снарядом или предметом, например «Праздник мяча» или «Лесенка-чудесенка», дети выполняют с мячом разнообразные движения, упражнения, игры и т. д.
2. В занятии используются однотипные снаряды или предметы с разнообразной двигательной деятельностью, например «Палки, биты, городки – в игру с собой бери» и т. д.
Методические рекомендации. Закрепить полученные двигательные навыки на одном из снарядов (или однотипных) и с одним предметом, например «Школа мяча». Заинтересовать детей движениями на данном снаряде или играми с одним предметом, например со скакалкой или кеглями.

4  По сказкам
(для детей с 3 лет)

Цель. Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение. Учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях.
Варианты. 1. Занятие построено на сюжете одной сказки, например «Рукавичка».
2. Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».
3. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например Буратино.
4. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней действуют и т. д.
Методические рекомендации. Заранее познакомить детей со сказкой. В начале занятия заинтересовать их сказкой и ввести в сказочный мир, а затем ставить цель и начинать двигательную деятельность.
Примечание. В течение всего занятия дети выполняют движения под веселую музыку, шутки, прибаутки, песни и потешки. Занятие может сочетаться и с другими типами занятий: по интересам, творчеству и т. д.

5   По литературным произведениям
(для детей с 3 лет)

Цель. Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, через восприятие сюжета произведения, учить преодолевать двигательные трудности в достижении цели.
Варианты. 1. Занятие построено на одном литературном произведении (например С. Маршак «Кто найдет колечко?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Чуковский «Доктор Айболит» и т. д.).
2. Занятие построено на встрече с одним персонажем литературного произведения, например «Доктор Айболит закаляться нам велит!» От лица данного персонажа осуществляется вся двигательная деятельность. Занятие может быть сюжетно-игровым или просто обучающим.
3. «В гостях у литературных героев». Во время двигательной деятельности дети «случайно» находят заранее спрятанные предметы из знакомых литературных произведений, например «лисички хлеб».
Методические рекомендации. Используемые литературные произведения должны быть знакомы детям и доступны их восприятию.
Когда же рассказывать детям содержание произведения и беседовать о нем?
Если все занятие строится на сюжете одного произведения, то вначале.
Если стихотворение несюжетное, то оно читается детям тогда, когда это уместно в процессе занятия, например «Снегири» А. Прокофьева и т. д.
Если предстоит встреча с предметами или персонажами из литературных произведений, то можно, например, найти висящий на дереве мешочек, а в нем лисичкин хлеб из произведения М. Пришвина и т. д.

6  В форме круговой тренировки
(для детей с 4 лет)

Цель. Развивать у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.
Варианты. 1. На занятии используются разнообразные снаряды (предметы) и соответствующие движения.
2. Подбор разнообразных снарядов или предметов для однотипных движений, например, мячи, палки, мешочки, кольцебросы, летающие тарелки – для метания; гимнастическая стенка, канат, шест, веревочная лесенка, щит – для лазанья и т. д.
3. Выполнение движений по карточкам. Например, около каждого лежит карточка с графическим изображением данного движения. Дети переходят от мата к мату и смотрят по карточке, что им предстоит выполнить.
Методические рекомендации. Все снаряды (предметы) и движения на них должны быть хорошо знакомы детям, так как это занятие проводится для закрепления навыков. Следует использовать безопасные движения при выполнении детьми упражнений, в основном такие, где вообще не нужна страховка.

 
 

7  В форме эстафет и соревнований
(для детей с 5 лет)

Цель. Развивать у детей физические и волевые качества. Учить преодолевать препятствия для достижения поставленной цели. Развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.
Варианты. 1. Наличие элементов соревнования в игровых упражнениях.
2. Наличие элементов эстафет в игровых упражнениях.
3. Элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия.
4. «Веселые старты» – занятие проводится в форме эстафет и соревнований.
5. Занятие типа КВН построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (преодоление препятствий, выход из проблемных ситуаций). Соревнование по одному виду движения или спорта, например лыжи и т. д.
Методические рекомендации. Начинать занятия с частичного включения элементов соревнования, а затем эстафет с постепенным расширением и усложнением двигательной деятельности. В соревнованиях и эстафетах использовать знакомые детям движения и снаряды, со страховкой (по необходимости). Распределять детей на команды по равным силам и возможностям (сильные участники – в середине и в конце команды, а слабые между ними). Каждому ребенку независимо от его физической подготовленности дать возможность вести команду. Подобрать для него те движения, где бы он мог показать себя не хуже других, а если сумеет, то и лучше.

8  По интересам
(для детей с 3 лет)

Цель. Выявлять интерес детей к какому-либо виду спорта с учетом их возможностей для развития потребности в физических упражнениях; развивать и укреплять интерес и самостоятельность в организации индивидуальных и групповых игр и игровых упражнений.
Варианты. 1. В форме развлечения с музыкальным сопровождением, например «Сказочный базар», «Ярмарка», «Веселая карусель» и т. д. Перед занятием вдоль стены выставляются спортивные пособия или снаряды. Дети выбирают их по интересам.
2. Дети самостоятельно и по желанию выбирают любимые игры, снаряды и пособия; по карточкам определяют и выбирают любимые спортивные упражнения.
Методические рекомендации. Такие занятия можно проводить с детьми любого возраста, но с использованием техники безопасности при применении предметов и снарядов. Переход от одного спортивного снаряда или игры к другим осуществляется через 2– 5 минут по сигналу или самостоятельно (в старшем возрасте). Оказывать помощь в выявлении интересов детей к тому или иному виду спорта с учетом их двигательных возможностей.

9  На свободное творчество
(для детей с 5 лет, а для детей с 3–4 лет
в индивидуальном порядке)

Цель. Выявлять и развивать творческие двигательные способности детей в каком-либо виде спорта. Вырабатывать умение преодолевать физические и психологические препятствия. Учить чувствовать движение, наслаждаться им и получать радость и удовлетворение от него. Выработать потребность в целенаправленных движениях и физических упражнениях.
Варианты. 1. Занятие построено так, чтобы чередовать движения: с заданной программой выполнения и на свободное творчество.
2. Первая половина занятия в заданном направлении, а вторая на свободное творчество с использованием тех же снарядов и предметов.
3. Все занятие посвящается свободному творчеству с использованием разнообразной двигательной деятельности.
4. Занятие в заданном направлении (например, «Праздник гимнастов») на развитие творчества с элементами спортивной и художественной гимнастики и акробатики и т. д.
Методические рекомендации. С детьми 3–4 лет двигательная деятельность на свободное творчество организуется индивидуально через занятия по интересам. Со старшего дошкольного возраста занятия проводятся, когда имеется определенный двигательный опыт, есть интересы и способности детей к разным видам спорта. Вначале с частичным включением движений на творчество, затем полностью, но с осуществлением техники безопасности и страховки. Нельзя мешать детям пробовать свои творческие возможности в любом виде двигательной деятельности, независимо от их физической подготовленности. При выполнении отдельных движений или целой программы на свободное творчество не спешите подсказывать, пусть ребенок сам ищет, подбирает, составляет и творит. Вы только осуществляете страховку для его безопасности и направляете, если это необходимо.

10  Контрольное
(для детей с 3 лет)

Цель. Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.
Варианты. 1. Занятие проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов, сюжетов сказок.
2. Занятие в форме соревнований и эстафет.
3. Занятие по принципу круговой тренировки.
4. Занятие по интересам с использованием одного вида движения.
5. Занятие с использованием свободного творчества.
6. Спортивные досуги и праздники, походы и т. д.

 
 
 

                                                     Народные подвижные игры

В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей. Национальные игры играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе. Немаловажным будет замечание о том, что народные подвижные игры явились основой всех последующих игр.

Русская игра «Коршун»

Среди игроков распределяются роли: один становится «коршуном», другой – «курицей», все остальные –«цыплятами». «Цыплята» выстраиваются в колонну за «курицей» по-одному, крепко держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога: Коршун, коршун, что с тобой? – хором спрашивают «цыплята». Я ботинки потерял, – отвечает «коршун». Эти? – курица и вслед за ней «цыплята» выставляют правую ногу в сторону. Да! – кричит «коршун» и бросается ловить «цыплят». «Курица» при этом защищает «цыплят», не толкая «коршуна». Пойманный «цыплёнок» выходит из игры.

Русская игра «Цепи кованые»

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская игра «Вышибалы»

Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.

Карельская игра «Я есть» («Олента»)

Игра проводится на площадке длиной 50-60 м и шириной не более 10 м. Игроки делятся на две равные команды и с помощью жребия определяют, какая из них будет выходить первой. На середине площадки обозначаются 2 линии, с расстоянием 2 – 3 метра, за которыми друг против друга выстраиваются команды в шеренги. Игра начинается с того, что игроки убегающей команды вместе хлопают в ладоши, быстро поворачиваются и устремляются к своему краю площадки. Водящая команда устремляется за ними, стараясь коснуться любого убегающего, прежде чем тот пересечёт свою линию. Тот игрок, которого задели, должен громко произнести: «Олента!» («Я есть!»). После чего он и вся его команда разворачиваются и принимаются ловить игроков водящей команды, стремящихся убежать за черту в конце своей площадки. Игра продолжается до тех пор, пока одной из команд не удастся в полном составе убежать за черту. Затем водит другая команда.

Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)

Играющие («продавцы») образуют круг, водящий – за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг: Эй, дружок, продай цветок. Покупай… Сколько дать тебе рублей? «Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, – водящим.

Туркменская игра «Держи за хвост» («Чуйрук тутды»)

Игра требует распределения ролей: водящий – «волк», все остальные игроки – «овцы». Водящий находится в центре круга, который образуют «овцы». «Волк» притворяется спящим, «овцы», двигаясь по кругу, поют какую-нибудь песню. Постепенно «овцы» медленно начинают сходиться к центру, стремясь дотронуться до «волка». «Волк» же, неожиданно вскочив, принимается ловить «овец». Важно помнить, что водящий может начать игру только после того, как одна из «овец» дотронется до него. Пойманная «овца» становится «волком», и игра продолжается тем же образом.

Грузинская игра «Сахреоба»

У каждого игрока в руках сахре (тонкие палки диаметром 1 см, длиной 70 – 80 см.) Играющие раскладывают их на земле с интервалом 50 см. Чем больше участников, тем длиннее ряд палок, тем сложнее и интереснее игра. В начале и в конце ряда кладут плоские камни. Они являются своеобразным местом для отдыха, на который отводится не более 1 мин. Варианты заданий: 1. Участники игры должны по очереди, прыгая на одной ноге, обойти змейкой все палки. (Задание может выполняться трижды). 2. Игроки должны перепрыгнуть через все палки, ставя стопы перпендикулярно им. Возвращаясь обратно, следует ставить стопы параллельно палкам. По ходу игры могут придумываться новые задания с новым расположением палок. При этом новые правила обязательны для всех. Выигрывает тот, кто выполнит все упражнения без ошибок. Оступившийся выбывает из игры.

Якутская игра «Булчута» («Охотники»)

Игра проводится на местности с чётко обозначенными границами. Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» («булчут»), например, на 20 участников 8 «охотников». Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока – как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу не побывать в роли «охотника». В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником». Внимание! В течение игры запрещается выбегать за границы поля, ловить можно и «охотников».

Хакасская игра «Ала хуча» («Пестрый баран»)

Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»). Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.

Узбекская игра «Чай-чай!»

Все играющие располагаются на площадке (10х12м), обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» – и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Игрок, которому удалось коснуться, становится «заводилой». Он тоже, закричав: «Чай-чай!» – подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удается долгое время оставаться непойманным, считается победителем. Правила игры: играющие не должны выходить за пределы площадки; нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного её повторения.

Белорусская игра «Ленок»

На земле рисуют кружки – гнезда, которых по количеству на одно меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает различные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен!» игроки занимают гнезда, тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным»: его «сажают» в гнездо до конца игры. Затем на земле убирают одно гнездо, и игра продолжается. Победит тот, кто займет последнее свободное место.

Осетинская игра «Чепенá»

Выбирают ведущего (чепена). Он начинает игру словами: Левой ногой, чепена! (Подпрыгивает на левой ноге влево) Гой,гой,чепена! (Отзываются дети и повторяют движения ведущего) Правой ногой, чепена! (Подпрыгивает на правой ноге вправо) Гой,гой,чепена!(Дети повторяют то же) Пойдем вперед, чепена! (Идет вперед, подняв руки) Гой,гой, чепена! (Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки) Пойдем назад, чепена! (Мелкими шагами идет назад с опущенными руками) Гой,гой,чепена! (Дети повторяют то же) Все мы спляшем, чепена!(Начинается танец) Кругом, кругом,чепена! (Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку) Внимание! Темп игры должен постоянно увеличиваться.

Латышская игра «Решето»

Играющие становятся в ряд. Один из участников игры остается вне ряда – он решето. Решето подходит к стоящему первым в ряду игроку и говорит: -Сей,сей,решето! Тот спрашивает: -Что ты хочешь, решето? Решето отвечает: -Мелкую муку. Играющий, к которому обратился игрок-решето, произносит: -Беги за ней! После этого «решето» бежит за участником игры, стоящим в ряду последним, и старается его поймать. Тот убегает и стремится встать первым в ряду. Если ему это удается, то он спасен. Если же «решето» поймает убегающего, то они меняются ролями, бывшее «решето» становится в ряд первым. Правила игры: нельзя выбегать из ряда прежде, чем будут произнесены все слова.

Литовская игра «Король зверей»

Все играющие – «звери», один из них – «король зверей». Каждый «зверь» должен сказать «королю» свое название, но так, чтобы другие не слышали (тигр, волк, заяц и т.д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив короля в нескольких шагах от него. У ног «короля» лежит мяч. «Король» называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а «король» старается попасть в него мячом. Если мяч попадет в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч и др.). После того, как король назовет двух-трех зверей, он говорит: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь. Правила игры: «король» должен бросать мяч, не выходя за очерченную линию; новый король выбирается после того, как пойманы три-четыре зверя.

Казахская игра «Белая кость»

Участники игры становятся в шеренгу, берут белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевают: Белая кость — знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет! После этого ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: — Ищите кость, Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей! Цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести ее ведущему. Если остальные участники заметят ее, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. Для того чтобы быть незамеченным и без препятствий донести кость до ведущего, необходимо проявить ловкость, смекалку и находчивость. Один игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекая тем самым, внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. д.). Если игрок нашел кость, т. е. оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют песни, читают стихи, подражают голосам животных. Правила игры: замеченный игрок с белой костью обязан сразу же передать её; оглядываться во время передачи кости нельзя; искать ее разрешается только после сигнала ведущего; тот, кто нарушает правила игры, несет наказание по велению победителя.

 
 
 

Плоскостопие

– Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (например, перенесенный рахит, полиомиелит), травмы стопы и голеностопного суставав (вывихи, подвывихи, переломы)
Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растоворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..
Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.
Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскотопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение.
Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.
Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия
1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
4. Ходьба по ребристой доске.
5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
8. Ходьба на носках в полуприсяде.
9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.